Кто есть кто

ВАЙНШТЕЙН Севьян Израильевич (1926–2008). Этнограф, академик, доктор исторических наук. Родился в Москве. Посвятил 50 лет исследованию Тувы. Работал в Тувинском республиканском краеведческом музее. Собрал уникальные материалы, рассказывающие о хозяйстве, культуре и быте тувинцев, об их искусстве, о шаманизме. Вайнштейну удалось исследовать и описать традиционные, во многом уже исчезающие тогда образцы кочевого хозяйства, народного искусства, верований, а также разработать сложные вопросы происхождения тувинского народа и его национальной культуры. Им были обследованы все этнические группы тувинцев, сотни археологических памятников. Именно он на раскопках городищ вблизи Шагонара выделил культуру древних уйгуров и раскопал дворец уйгурского хана Моюн-Чура в городище на озере Тере-Холь. Им опубликована первая периодизация археологических культур Тувы, семь фундаментальных монографий, их переводы на западноевропейские языки.

КАРА-ООЛ Шолбан Валерьевич. Глава правительства Республики Тува. Родился 18 июля 1966 г. в селе Чодураа Улуг-Хемского района Тувинской АССР. В 1990 г. окончил философский факультет Уральского государственного университета, в 1993 г. — очную аспирантуру УрГУ. В апреле 1998 г. избран депутатом, затем — председателем Верховного Хурала (парламента) Республики Тува. С 1998 г. входил в состав Совета Федерации, являлся заместителем председателя Комитета по международным делам. В декабре 2001 г. сложил полномочия члена Совета Федерации в связи с избранием его представителем от Верховного Хурала Республики Тува, затем избирался депутатом Верховного Хурала Республики Тува третьего созыва. В дальнейшем занимал пост первого заместителя председателя правительства Республики Тува, с сентября 2003 г. по январь 2005 г. — министра торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тува. В апреле 2007 г. В. Путин внес на рассмотрение парламента Республики Тува кандидатуру Шолбана Кара-оола для наделения его полномочиями председателя правительства республики. 6 апреля Великий Хурал Тувы утвердил Кара-оола в должности.

КЕНИН-ЛОПСАН Монгуш Борахович. Ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Родился в 1925 г. в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы, выдающийся исследователь духовной культуры и традиций тувинского народа. С его именем связаны основные вехи тувинской литературы и культуры. Он первым из тувинцев окончил Ленинградский государственный университет. Ему были присвоены звания «заслуженный работник культуры РСФСР» и «заслуженный работник культуры Тувинской АССР». Создал сотни произведений, составляющих богатство тувинского народа, являющихся гордостью нации. Автор книг: «Древняя природа тувинского шаманства», «Шаманы Тувы», «Обряды и практика тувинских шаманов», «Магия тувинских шаманов», «Буян-Бадыргы», «Алгыши тувинских шаманов». В 1994 г. американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».

КУУЛАР Надежда Агбаан-Шыыраповна. Популярная исполнительница тувинских песен. Родилась в 1947 г. в селе Хондергей. В 1971–2000 гг. — солистка Тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны». 1974 г. — лауреат V Всероссийского конкурса артистов эстрады (Москва). В 1978 г. удостоена звания «заслуженная артистка Тувинской АССР», в 1984 г. — «заслуженная артистка РСФСР», 1994 г. — «народная артистка России». С 2000 г. основатель и руководитель фольклорной группы «Эне-Сай» (Кызыл).

ЛОПСАН Чамзы Ондар (1857–1930). Первый и последний камбы-лама Верхнечаданского хурээ, старший брат Хайдыпа. Родился в местности Устуу-Ишкин Дзун-Хемчикского кожууна. Получил духовное образование в Урге (Уланбатор) и Тибете. Имел звание кешпи. Обладал глубокими познаниями в области философии и обрядовой практике буддизма, владел тибетским и монгольским языками. Способствовал вхождению Тувы в состав России. В июле 1919 г. совершил поездку к адмиралу А.В. Колчаку, в то время верховному правителю Российского государства. Ему был вручен орден Св. Анны III степени, подарены автомобиль и моторная лодка. Однако дорога на родину уже была отрезана антиколчаковскими силами. Год он провел в Хурен-дацане, затем еще год — в Монголии, в одном из дархатских монастырей. За связь с Колчаком, а также за принадлежность к высшему духовному сословию на VIII съезде ТНРП осенью 1929 г. было принято решение о физическом уничтожении Лопсан Чамзы. В 1930 г. он был расстрелян в местности Адар-Тош.

ЛОПСАН Чимит Монгуш (1888–1940). Лама, создатель одного из вариантов тувинской национальной письменности, автор первого тувинского букваря. Родился в местности Ак Барун-Хемчикского кожууна. Учился в монгольском Гандан-хурээ, затем в Лхасе (Тибет), где достиг высшего звания — кешпи. Владел монгольским, китайским, латинским, немецким, английским языками. В 1928 г. по поручению правительства ТНР составил первый тувинский алфавит. Пока его проект проходил экспертизу в Москве, в Туве алфавитом уже начали пользоваться. Однако вскоре на VIII съезде ТНРП, в ноябре 1929 г., официально прозвучало: «...составление письменности ламой считать совершенно недопустимым, как с моральной точки зрения, так и с политической». 28 июня 1930 г. декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность на основе латинизированного алфавита, авторами которого были советские ученые во главе с А. Пальмбахом.

МОНГУШ АЯС Семис-оолович. Борец, чаан моге («слон-борец») Республики Тыва. Родился в 1973 г. в селе Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожу-уна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении многих лет непрерывно становится победителем крупнейших тувинских соревнований на праздниках Наадым. Его выступления неизменно собирали полные стадионы. В настоящее время — тренер по борьбе хуреш детско-юношеской спортивной школы государственного комитета Республики Тыва по физической культуре, спорту и туризму.

МОНГУШ Буян-Бадыргы (1892–1932). Гун-нойон Даа-кожууна, председатель Всетувинского учредительного хурала. Родился в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в семье бедного арата Монгуша Номчуга, был усыновлен нойоном Хемчикского кожууна Хайдып Угер-Даа. Отличался образованностью, свободно владел санскритом, монгольским, китайским и русским языками.
В возрасте пятнадцати лет, в 1908 г., после смерти приемного отца, стал Даа-нойоном. В октябре 1913 г. взял на себя ответственность за судьбу своего народа и обратился к Николаю II, чтобы тот принял тувинцев в состав России. Но события 1917 г. в России заставили его переориентироваться на Китай и Монголию. Однако в ходе национально-освободительного движения и Гражданской войны на территории Тувы он вернулся к пророссийской позиции. Был организатором переговоров хемчикских кожуунов с представителем Сибревкома И.Г. Сафьяновым и в августе 1921 г. руководил Всетувинским учредительным народным хуралом, который образовал Республику Танну-Тува и принял ее первую конституцию. После отказа Соднама Балчыра стал председателем правительства Республики Танну-Тува. С его участием были разработаны и приняты конституции 1921, 1923, 1924, 1926 гг. В 1925 г. был избран Генеральным секретарем ЦК ТНРП. В октябре 1929 г. был исключен из партии, снят с должности и арестован. 22 марта 1932 г. заслуги председателя Всетувинского съезда независимости оценили в духе того времени — его расстреляли.

МУНЗУК Максим Монгужукович (1910–1999). Народный артист России и Республики Тува. Родился в селе Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Сыграл более 100 ролей на сцене и в 22 кинофильмах, прославив Туву своим талантом. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куросавы. В 1975 г. фильм был удостоен высшей кинематографической награды — «Оскара». Сам М.М. Мунзук получил Золотой приз за лучшее исполнение мужской роли во Франции. Еще при жизни стал любимцем и гордостью всего народа.

ОНДАР Конгар-оол Борисович. Народный хоомейжи Тувы, заслуженный артист России. Родился в 1962 г. в селе Ийме Дзун-Хемчикского кожууна. Один из самых популярных исполнителей горлового пения в стиле хоомей. Лауреат многих фестивалей и конкурсов. Его двенадцать компакт-дисков расходятся по свету с необычайной быстротой. С 2012 г. директор Центра развития традиционной тувинской культуры и ремесел.

ОСКАЛ-ООЛ Владимир Базыр-оолович (1920–1999). Основатель тувинского цирка, народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой цирковой династии. Труппа В.Б. Оскал-оола — один из лучших национальных коллективов отечественного цирка. Он создал прекрасную сказку о республике в самом центре Азии с элементами национальных игр, обрядов, обычаев и подарил ее всему миру. Благодаря его искусству мир узнал о Туве, и для своей родины он стал легендой.

САГАН-ООЛ Олег Карламович (1913–1971). Прозаик, драматург и переводчик, один из основателей тувинской литературы. Родился в местечке Шеми Дзун-Хемчикского района. Окончил рабфак в Улан-Удэ, учился в Иркутском педагогическим институте. Работать начал учителем в Учебном комбинате Кызыла. В годы Великой Отечественной войны руководил радиокомитетом Тувы, был прокурором Тувинской автономной области, в 1946–1971 гг. возглавлял правление Союза писателей Тувы. С 1945 г. — член Союза писателей СССР. Среди его произведений рассказы «Встреча», «Скотовод — арат Сандый», «Дружба», «Парень из сумона», «Аржаан», повести «Человек из Баян-Тала», «Счастливая звезда», романы «Родные люди», «Неудержимые», пьесы «Несостоявшийся пир», «Стремление», «В одном сельсовете», «Спою тебе», «Найду всюду», «Пробуждение», «Настало время». О. Саган-оол — автор сценария первого художественного фильма, посвященного Туве «Люди голубых рек», а также картины «Тува на перекрестке времен», соавтор ленты «К солнцу двадцать шагов».

САФЬЯНОВ Иннокентий Георгиевич (1875–1953). Общественный и политический деятель. Во многом благодаря его усилиям в 1921 г. Тува сделала выбор в пользу России. Родился в Минусинске, в семье купца и золотопромышленника Г.П. Сафьянова. В 1890 г. был исключен из школы за распространение запрещенной литературы и издание школьной газеты. Отец отправил его, «от греха подальше», в Туву, на свою торговую факторию Салдам. Во время голода бесплатно раздавал тувинцам муку и уничтожил долговые расписки, за что в 1916 г. был выслан из Тувы. По прибытии в Туву с минусинской экспедицией в апреле 1918 г. Сафьянов был введен в состав краевого Совета Тувы, а позже избран заместителем председателя исполкома Совета. Сыграл важную роль в создании независимого Тувинского государства и в принятии первой тувинской Конституции в 1921 г., будучи на Всетувинском учредительном хурале в Суг-Бажи руководителем русской делегации. Именно Сафьянов внес предложение заменить оскорбительное наименование «урянхи», что с монгольского переводилось как «оборванцы». При советской власти оказался неугодным. В 1924 г. вместе с семьей покинул Туву и, несмотря на многократные попытки, не смог вернуться. Имя Сафьянова многие десятилетия замалчивалось, и только в 2001 г. официально было возвращено в историю Тувы. В 2012 г. в Москве вышло в свет двухтомное издание И.Г. Сафьянова под общим названием «Тува в прошлом». Первый том включает «Художественное творчество тувинского народа» и фотографии из семейного архива; второй — работы «Повесть о жизни» и «Гражданская война в Туве».

САФЬЯНОВ Георгий Павлович (1850–1913). Купец 1-й гильдии, ското- и золотопромышленник. Родился в Минусинске. С 12 лет самостоятельно осуществлял обязанности торгового агента, а к 20 уже имел хорошую практическую выучку.
В 1870-х гг. начал меновую торговлю с сойотами Урянхайского края. Построил ряд факторий и зарабатывал на обороте скота огромные деньги. 40 лет Урянхайский край находился под полным контролем «урянхайского губернатора». «Край был как будто весь в руках энергичнейшего и живого как ртуть сибиряка-коммерсанта, прииски назывались «сафьяновскими», встречные стада также — «сафьяновскими», и дома принадлежали повсеместно все тому же Сафьянову». Георгий Павлович находил, что дело должно быть разносторонним, чтобы была возможность обходиться всем своим: у него были пашни, и стада, и мельницы, и рыбные лавки, и лесные рубки, и сам он всегда в движении, в разъездах. На реке Тапсе имел золотые прииски и кожевенный завод. Сафьянов был инициатором постройки Усинского колесного тракта, соединившего Туву с Россией. Настойчиво внушал русским чиновникам мысль о мирном присоединении Тувы к России. Сначала приучил их брать налоги с урянхайских приисков и тем самым признать в Туве область государственных интересов России; затем, с 1904 г., перестал брать паспорт на выезд в Урянхай, считая его краем русского владения. Для выяснения отношения к своей деятельности со стороны китайских и монгольских властей выезжал с дипломатической миссией в Ургу, Улясутай. Способствовал научным экспедициям в Урянхайский край Ф. Кона, М.Н. Соболева, Н.П. Боголепова. После смерти Сафьянова его дело продолжили жена Пелагея Ивановна и сын Иннокентий.

ТОКА Салчак Калбак-Хорекович (1901–1973). Государственный и партийный деятель. Классик тувинской литературы. Родился в местечке Мерген (рядом с Сарыг-Сепом) Ка-Хемского района. В 1925–1929 гг. учился в КУТВе. В 1929 г. был избран секретарем ЦК ТНРП, одновременно занимал должность министра культуры ТНР, а в 1933 г. был избран генеральным секретарем ЦК ТНРП.
В конце 1930-х гг. провел в Туве политические репрессии, в ходе которых были уничтожены многие лидеры государства, практически все духовенство. С 1944 г. до конца жизни С.К. Тока был первым секретарем обкома КПСС, бессменным депутатом Верховного Совета СССР (второго — восьмого созывов). На протяжении сорока лет руководил республикой.

ТУМАТ Геннадий Хайдыпович (1964–1995). Музыкант, исполнитель горлового пения. Родился в селе Хандагайты Овюрского района. С 1982 г. работал в Тувинском государственном ансамбле песни и танца «Саяны». В совершенстве владел всеми основными стилями горлового пения и различными подстилями. Разработал свой собственный стиль — «сыгыттын борбаннадыры», который известен как «стиль Геннадия Тумата». В 1988 г. под его руководством организован фольклорный ансамбль «Тыва», который в начале 1990-х гг. успешно гастролировал в Европе, Америке. В 1993 г. получил почетное звание «Народный хоомейжи Республики Тува». В сентябре 1993 г. удостоен высокой чести исполнять горловое пение для его святейшества далай-ламы во время его визита в Туву. В 1994 г. совместно с тремя исполнителями горлового пения участвовал в постановке оперы «Ной» в Голландской национальной опере в Амстердаме.

ХАЙДЫП Угер-Даа Монгуш (1859–1909). Влиятельный правитель независимого Хемчикского (Даа) кожууна. Родился в княжеской семье. В 1885 г. при поддержке местной верхушки сместил девятого нойона Хемчика Андай-Монгуш Сарайя. В 1890 г. был назначен угердой Хемчикского кожууна. Активный сторонник распространения буддизма в Туве. Установил тесные контакты с монгольскими и тибетскими ламами, предоставил им возможность заниматься наставнической деятельностью в Туве. Основатель и инициатор строительства Верхнечаданского хурээ. Считался человеком, враждебно настроенным к русским. Опасался за свой малочисленный род, который мог оказаться оттесненным и подавленным русскими переселенцами. Хайдып был тем представителем правящей элиты Тувы, власть которого перешагнула за рамки его собственного владения и породила притязания на более высокий статус — титул «бугуде хаан», которого он так и не достиг.

ХОВАЛЫГ Кайгал-оол Ким-оолович. Музыкант, исполнитель горлового пения. Родился в 1960 г. в селе Бажын-Алаак. С 1979 г. — солист эстрадного ансамбля «Аян», 1988 г. — участник фольклорного ансамбля «Тыва». В 1992 г. организовал ансамбль «Хун-хур-Ту», который завоевывает все большую популярность за рубежом. В 1993 г. удостоен звания «народный хоомейжи Республики Тува», в 1994 г. — звания «заслуженный артист России».

ЧАКАР Соян Сотпаевич (1928–1987). Видный партийный и государственный деятель, первый в республике генерал внутренней службы в системе МВД. Родился в местечке Бомбей Эрзинского кожууна. Окончил областную партийную школу и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал в Эрзинском райкоме ВЛКСМ, возглавлял Чаа-Хольский, Улуг-Хемский райкомы партии. Будучи министром внутренних дел Тувинской АССР (1965–1980), много сделал для совершенствования работы аппарата МВД, его городских и районного отделов, комплектования их профессиональными кадрами. Депутат Верховного Совета Тувинской АССР первого — пятого созывов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, знаком «Заслуженный работник МВД СССР».

ЧЕРЗИ Монгуш Хола-Салович (1899–1969). Родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет впервые сделал из тополиной коры игрушку, и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. В 1950-х гг. им была создана большая серия изображений животных из дерева (береза) и черного камня (серпентинит). Деревянные фигурки решены в традиционной манере резьбы по дереву (близкой к натурализму) и часто раскрашены. Наибольшую известность автору принесли работы из серпентинита: «Арат едет на верблюде», «Укрощение коня», композиции «Прибор для карандашей с драконом, давящим змею, и барельефом марала», «Всадник-богатырь Самбажик» и др. Монгуш Черзи делал тувинские музыкальные инструменты: игил, бызаанчы, дошпулуур. Он создал много вариантов тувинских шахмат. За свою творческую деятельность Черзи сделал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня. Его работы выставлялись на нескольких зональных, всероссийских, всесоюзных выставках и на международной выставке «Экспо-67» в Монреале.

ШОЙГУ Сергей Кужугетович. Министр обороны РФ, генерал-полковник, Герой России (1999). Родился в 1955 г. в Чадане. Окончил Красноярский политехнический институт. В 35 лет — заместитель председателя Госстроя СССР. В период с 1994 по 2012 г. занимал пост министра МЧС. С 2009 г. — президент Русского географического общества. С ноября 2012 г. является министром обороны РФ.