Что есть что

ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ. Природа одарила кочевников центра Азии исключительным даром — умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического, тона (низкого или высокого), что дает эффект особого «горлового» пения. О популярности горлового пения в Туве говорит тот факт, что оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения.

Говорят, что если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой «оваадай», то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка «чинзе»: красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию. У всех, кто впервые слушает горловое пение, возникает восторг, удивление и непременный вопрос к певцам — как это им удается.

В 1934 г. фирмой «Мелодия» были сделаны качественные записи выдающихся мастеров горлового пения. В 1958 г. Максим Дакпай получил золотую медаль Всемирного фестиваля молодежи в Москве, положив этим начало мировому признанию. Сегодня на любом празднике, на любом концерте, даже на веселой пирушке аратов звучит хоомей. Его изучают маститые музыканты, без него не обходится ни один видовой фильм о Туве.

Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 13 человек имеют самое высокое звание — народный хоомейжи Республики Тува.

Наиболее известным хоомейжи был Ооржак Хунаштар-оол Сурун-оолович (1932–1991) — чабан из Сут-Хольского кожууна. В первый раз выйдя на сцену в возрасте 33 лет, он показал миру всю красоту тувинского хоомея. «Такой хоомейжи рождается раз в сто лет», — говорили о нем. Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля «Хун-хур-Ту» (руководитель Саян Бапаа, художественный руководитель Ховалыг Кайгал-оол). В Кызыле действует Международный научный центр «Хоомей» (Ленина, 7, тел. +7 (39422) 2 33 18, 3 38 97,Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).

КУРГАНЫ — древние захоронения, они составляют подавляющее большинство археологических памятников Тувы. Повсеместно встречаются в степных долинах горных рек, на пологих склонах гор и просто в степи. Название «курган» для погребальных памятников Тувы достаточно условно, так как лишь некоторые из них имеют высокую насыпь из земли и действительно похожи на могильные холмы европейских степей. Азиатские кочевники гораздо чаще использовали при устройстве своих захоронений камень.

Надмогильные сооружения представляли собой сложные архитектурные конструкции, имеющие множество деталей, обусловленных погребальным ритуалом. Несомненно, большое значение при возведении кургана имел социальный статус самого умершего. Вождей хоронили особенно пышно, сопровождая в последний путь многочисленными предметами и совершая обильные жертвы. После похорон такие курганы продолжали посещаться для выполнения поминальных тризн и иных ритуалов. Как правило, элитные памятники — то есть захоронения вождей — представляют собой сложные погребально-поминальные комплексы, являющиеся квинтэссенцией мировоззрения оставившего их общества. Обычно курганы образуют «цепочки», означающие, вероятно, кровное родство погребенных в них людей.

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ (ПЕТРОГЛИФЫ, ПИСАНИЦЫ). Изображения на открытых скальных поверхностях, на стенах пещер и отдельных камнях. Известны во многих местах Тувы и относятся к разным эпохам, начиная с эпохи бронзы и заканчивая нашим временем. Наскальные рисунки занимают особое место среди огромного разнообразия и богатства памятников древности Тувы. Это живописный рассказ прошлых поколений о самих себе. Наиболее известные наскальные рисунки находятся в урочище Малый Баян-Кол на окраине Кызыла, в Саянском каньоне (многие из них, к сожалению, затоплены водами Саяно-Шушенского водохранилища), в урочищах Алды-Мозага, Мугур-Саргол, на горах Бижиктиг-Хая (близ поселка Кызыл-Мажалык) и Сыын-Чурек.

ОВАА. Культовое место, место поклонения духам. В традиционной форме представляет собой кучу из камней, украшенную ленточками или флажками. Оваа располагаются на дорогах, на горных перевалах, у озер, аржаанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные оваа, так и группы. У оваа совершаются обряды поклонения хозяину данной местности. Наиболее распространенный — обрызгивание пространства вокруг оваа молочной или обычной водкой.

ОЛЕННЫЕ КАМНИ с высеченными на них древними изображениями встречаются в центральных, южных и западных районах Тувы. Это — четырехгранные или округлые в сечении, хорошо обтесанные монументальные каменные стелы. На них выбиты силуэты животных, чрезвычайно характерные для скифского звериного стиля: олени, маралы, лоси, кабаны и лошади, а также оружие, в том числе кинжалы и чеканы, луки в горитах, поясные украшения и другие предметы. Особенно интересны чрезвычайно эффектные изображения оленей: с ветвистыми рогами, летящие в галопе; их общая трактовка почти не отличается от традиционных скифских изображений. А вот изображения, найденные на плитах в юго-восточных районах Тувы, совсем другие: эти олени с «клювом птицы» нередко напоминают затейливые узоры или пышные орнаменты. Изображения на оленных камнях имели, по-видимому, магический характер. Вопрос об их назначении остается пока нерешенным, но наиболее вероятно, что они были связаны с заупокойным культом, а возможно, выполняли и охранительные функции.

ТУВИНСКИЕ МАРКИ. Одни из самых редких в мире. Особыми раритетами считаются марки, выпущенные в период существования Тувинской Народной Республики. Марки выпускались оригинальной формы (треугольники углом вверх и вниз, большие квадраты, ромбы). Первая марка появилась в 1926 г. На ней было изображено «колесо жизни», или «колесо счастья», — ламаистская эмблема, символизирующая вечный круговорот жизни в природе. Все надписи на первых марках даны уйгурским (старомонгольским) алфавитом. Позднее употреблялся и русский, и латинский алфавит. Изготовлялись все марки Тувы в Москве, на фабрике «Го-знак». Художники-графики О. Амосова и В. Завьялов с поразительной точностью изобразили сцены традиционной охоты, в том числе соколиной и с рогатиной на медведя, рыбалки; жизнь скотоводов и народные промыслы. Есть марки и с национальными видами спорта: борьба, скачки, стрельба из лука. На некоторых миниатюрах — пейзажи и карта республики. Многие марки изображают новые тогда для тувинцев занятия, а также достижения технического прогресса — тракторы, самолеты, дирижабли. В 1936 г. была выпущена марка с портретом председателя Совета министров ТНР Чурмет Дажы (через 2 года его расстреляли как контрреволюционера, а еще через 23 года — реабилитировали). С 1926 по 1943 г. в ТНР было 20 выпусков знаков почтовой оплаты — всего 140 разновидностей. Марки издавались тиражами от 800 штук до 100 тыс. экземпляров. Сегодня средняя рыночная цена этих объектов филателистической охоты — не менее 800 долларов. Почтовые же конверты ТНР с ее марками и штемпелями стоят свыше 1000 долларов за один экземпляр.

ТУВИНСКИЕ ШАХМАТЫ. Шахматы попали к тувинцам из Китая. Однако фигуры тувинских шахмат отличаются от китайских. Слона у тувинцев заменяет верблюд, вместо воинов-пешек — фигурки зайцев, гусей или сидящих парней в халатах, вместо ферзя — собака, вместо ладьи — телега (терге). Король называется нойон (князь), а конь такой же, как и в обычных шахматах. Правила игры в тувинских шахматах несколько отличаются от общепринятых. Так, нельзя противнику ставить мат конем (конь у тувинца — лучший друг). Помимо обычных, классических шахмат, у тувинцев бытовали и другие разновидности этой игры: бычьи шахматы (буга-шыдыраа), шахматы-чирги, китайские шахматы (кыдат-шыдыраа). Фигурки, виртуозно выполненные тувинскими резчиками по камню, одинаково высоко ценятся любителями искусства и любителями шахматной игры.

УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ (СОЙОТИЯ). Так в XVIII — начале XX в. называлась территория современной Тувы. «Урянхай» в переводе с монгольского значит «край оборванцев»; вот почему коренные жители никогда не называют себя урянхами.

ХУРЕШ. Вид национальной борьбы, не менее популярной в народе, чем горловое пение хоомей. Вместе с конными скачками и стрельбой из лука непременный атрибут всех празднеств, в том числе и буддийских. Правила борьбы очень простые — проиграл тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Перед схваткой противники надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. Выступления знаменитых борцов собирают полные стадионы. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

ЧАЛАМА. Ленточки из цветной материи, развешанные на оваа и в других священных местах. Западные и центральные тувинцы называют их чалама, а южные — яндаа. Означают жертвоприношение духу.