История

Палеолит. Древнейшие следы человека, обнаруженные учеными на территории Тувы, относятся к ашельскому периоду (300–100 тыс. лет назад). Здесь, главным образом в южных и центральных районах, найдено большое количество грубо обработанных каменных орудий: скребки, остроконечники и ножевидные пластины. В эпоху верхнего палеолита (20–15 тыс. лет назад) идет интенсивное освоение территории Тувы первобытным человеком, главные занятия которого в это время — охота и собирательство.

V–IV тыс. до н.э. Древние племена Тувы научились изготовлять более совершенные каменные орудия, лук и стрелы, а также глиняную посуду.

Конец III тыс. — IX в. до н.э. Эпоха бронзы, монгун-тайгинская археологическая культура. В это время Туву населяют люди, антропологически относящиеся к древней европеоидной центральноазиатской расе. Ими уже освоены скотоводство и примитивное земледелие, производство орудий из меди и бронзы. К этому периоду относятся и первые на территории Тувы наскальные рисунки.

VIII–II вв. до н.э. Скифское время, или эпоха ранних кочевников (ранний железный век; аржанская, алды-бельская и саглынская культуры). Местные племена (люди смешанного европеоидно-монголоидного типа, с преобладанием европеоидных черт) постепенно переходят к полукочевому скотоводству. Они создают удивительный и неповторимый мир культурных ценностей во всех областях человеческой деятельности, включая, в первую очередь, разнообразные виды предметов вооружения, убранства верхового коня, монументальные погребальные сооружения, загадочные ритуальные комплексы и великое изобразительное искусство — так называемый скифо-сибирский звериный стиль. Со скифским временем связано и начало формирования древнейших племенных объединений, представлявших собой ранние государственные образования.

СКИФСКОЕ ВРЕМЯ

Скифы — экзоэтноним древнегреческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху Античности. Первым скифов описал Геродот. Однако еще до него грекам были известны и другие кочевые племена, обитавшие далеко к востоку от европейских скифов и сходные с ними по образу жизни и культуре. Их названия — исседоны, массагеты, аримаспы и «стерегущие золото грифы» — упоминались в «Аримаспее» — поэме Аристея Проконнесского, совершившего в VII в. до н.э. путешествие в земли кочевников-исседонов. Сама поэма не дошла до наших дней, но ее использовали другие древние авторы. В современной науке нет единого мнения о локализации этих народов. Однако археологические исследования последних полутора столетий показывают, что по всему «степному поясу Евразии» — от Нижнего Дуная на западе и до излучины Хуанхэ на востоке — в I тыс. до н.э. прослеживается общность племен, близких по образу жизни, культуре и идеологическим представлениям. Несмотря на особенности, присущие каждому региону, их объединяет так называемая «скифская триада»: единство в типах вооружения, конского снаряжения и звериный стиль в искусстве.

201 г. до н.э. Первый военный поход хунну в Туву. Основатель хуннского государства — Модэ (Маодунь) — «покорил на севере владения хуньюев, цюйше, гэгуней, динлинов и синьли». Динлины и гэгуни с большей или меньшей степенью вероятности идентифицируются с населением Саяно-Алтайского нагорья, хотя точная локализация их остается неустановленной.

II в. до н.э. — I в. Тува под властью хунну. Аборигенное население постепенно смешивается с пришлыми племенами, которых оттеснили в Туву хунну, создавшие военно-племенной союз и установившие господство в Центральной Азии. Изменяется антропологический тип населения Тувы: от смешанного европеоидно-монголоидного с преобладанием европеоидных черт — к центральноазиатскому типу большой монголоидной расы. Местные племена ведут кочевой образ жизни; идет разложение родовых отношений, начинают складываться зачатки государственности.

55 г. до н.э. Разделение хунну на северных и южных вызвали масштабные миграционные процессы на подконтрольных им территориях. Тува, как и соседняя Северная Монголия, вошла в состав объединения северных хунну, просуществовавшего до 93 г.

I–V вв. Сарматский период. В это время в Туве монголоидность продолжает вытеснять европеоидные компоненты, восходящие к населению скифского времени. Местные племена уже типичные скотоводы, в отличие от предшествующего населения с присущими ему формами полукочевого скотоводства.

ФОРМИРОВАНИЕ ТУВИНСКОГО ЭТНОСА

VI–VIII вв. Тува в составе Тюркского (с 581 г. Восточно-Тюркского) каганата — колоссального по территории государства. На востоке он граничил по Великой стене с Китаем, на западе доходил до Северного Кавказа и Боспора, на юге захватывал Семиречье и часть Средней Азии до Амударьи. Этнически разнородные племена северной части Саяно-Алтайского нагорья оказались на положении данников каганата. В это время происходит формирование основных черт хозяйственной деятельности, образа жизни и материальной культуры, а также складывается основное ядро тюркской общности, принявшее затем наименование тувинцев.

745–840 гг. Уйгуры (один из древнейших тюркоязычных народов) разбивают Восточно-Тюркский каганат и создают собственный. Территория Тувы была отвоевана уйгурскими войсками под предводительством Элетмиша Бильге-кагана в 750–751 гг. у племени чиков, пришедших на смену Восточно-Тюркскому каганату. Пытаясь укрепить свою власть, уйгуры построили в Туве систему крепостей, соединенных между собой каменными стенами и валами (один из таких валов, расположенный на северо-западе Тувы в Саянском каньоне, известен под названием «дорога Чингисхана».) За стенами своих крепостей уйгуры находили укрытие от нападавших из Минусинской котловины племен древних кыргызов. В настоящее время в Туве известны 17 городищ и один наблюдательный опорный пункт, сооруженные уйгурами. Городища тянутся цепочкой в долинах рек Хемчик и Чадан, в устье Ак-Суга и Элегеста, на левобережье Улуг-Хема, между его притоками Чаа-Холь и Барлык, на озере Тере-Холь. Почти все городища расположены к югу от оборонительного вала, протянувшегося от Элегеста до верховья Хемчика. Стены некоторых из них довольно хорошо сохранились, местами даже уцелели оборонительные башни (наибольшими являются городища Элдиг-Кежиг на реке Барлык и Бажын-Алаак на реке Чадан). В уйгурский период в Туве преобладающим в численном отношении населением были местные тюркские племена. Это прежде всего оставшиеся в Туве древнетюркские племена, а также тюркоязычные чики, азы и др. При уйгурах в Туве получает распространение манихейство, заимствованное из Средней Азии через согдийцев. Уйгуры использовали ту же письменность, что и тюрки-тюкю VII–VIII вв., то есть основанную на орхонском алфавите. Племена Тувы также пользовались енисейским вариантом этой письменности. К сожалению, памятников письменности уйгурского времени в Туве сохранилось немного. От уйгуров ведет происхождение современный тувинский род Уйгур-ондар, представители которого живут главным образом в долине Хемчика.

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКАЯ РУНИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Появилась у тюрок в конце VII в. и использовалась вплоть до нашествия Чингисхана. Рунической была названа по форме знаков, напоминающих германские руны. Выделяются семь групп: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно туркестанская, среднеазиатская, восточно европейская. Уникальные памятники древней енисейской письменности можно увидеть в музеях Кызыла, Абакана (Хакасия) и Минусинска (Красноярский край).
В XIX в. рунические знаки были расшифрованы датским ученым В. Томсеном. Каменные плиты с рунами обычно прославляют богатство, подвиги и выражают скорбь об умерших каганах.

820–840 гг. Уйгуро-кыргызская война. На протяжении 20 лет территория Тувы неоднократно становилась ареной ожесточенных битв. Причиной тому было стратегическое значение Тувы: она была главным северным оплотом Уйгурского каганата и в то же время являлась ключевой позицией для выходы кыргызов на просторы Центральной Азии.

IX–XII вв. Тува в составе государства древних кыргызов (хакасов), переселившихся на земли к северу от Саян в период с конца III до середины I в. до н.э. из Северо-Западной Монголии. Его владения простирались на западе до Иртыша, на севере и востоке до Ангары, Селенги и хребта Большой Хинган, на юге до Тибета. Разбитые в 840 г. кыргызами уйгуры были вынуждены переселиться в Восточный Туркестан и Среднюю Азию, а часть их осталась в Туве. В начале Х в., вероятно в связи с усилением монголоязычных киданей, кыргызский каган перенес ставку в степи Тувы (она находилась в долине реки Элегест). В середине X в. ставка была перенесена в Минусинскую котловину. Кыргызы пользовались древнетюркской орхоно-енисейской рунической письменностью, и абсолютное большинство рунических надписей Тувы относится именно к этому времени. В эту эпоху установились тесные культурные и этнические связи между родоплеменными объединениями Саяно-Алтая — предками современных тувинцев, хакасов, алтайцев и др. Помимо кочевого хозяйства, в кыргызское время народы Тувы занимались земледелием. На горных склонах и в степях главным образом центральных и западных районов Тувы обнаружено большое число оросительных систем, относящихся к раннему Средневековью. Сохранились каналы, которые по своему устройству и размерам могли играть роль магистральных. Вода в них бралась высоко в горах и проводилась затем поперек встречных гряд по искусно врезанным в них водотокам, о чем свидетельствуют участки каменной кладки, подпорные стенки на утесах и высеченные в скалах желоба. На реках Туран и Уюк сохранились даже следы плотин, сложенных из камня. От древних кыргызов ведут свое происхождение представители тувинского рода Кыргыс, проживающие в юго-восточном и центральном районах Тувы.

ТУВА ПОД ВЛАСТЬЮ МОНГОЛОВ И МАНЬЧЖУРОВ

1207 г. Покорение племен Тувы монгольскими войсками под командованием старшего сына Чингисхана — Джучи. Военные набеги, дань, частые переселения «бунтовщиков» — все это гибельно отразилось на населении. Была разрушена созданная многовековым трудом система оросительных каналов, что значительно сократило объем земледелия. Пришли в упадок ремесла и производство металлических изделий. Была утеряна енисейская письменность. Для того чтобы закрепиться в неспокойных северных тылах возникшей Монгольской империи, завоеватели уже в начале XIII в. стали проводить политику колонизации этих территорий. С этой целью создавались военно-пахотные поселения, где селили захваченных в плен и угнанных на север китайцев, особенно ремесленников. Так в Туве в начале XIII в. появились небольшие города, поселки и хутора переселенцев. К этому же времени относится высеченная в скале близ устья реки Чаа-Холь буддийская ниша Сумэ.

XIII–XIV вв. Тува в составе Монгольской империи. Смешение местных племен с монголами способствовало сложению центральноазиатского физического типа, характерного для современных тувинцев. В это же время начинается распространение ламаизма в Монголии и Туве.

XV–XVI вв. Период относительной независимости тувинских племен.

Конец XVI — начало XVII в. Значительная часть тувинских племен подпадает под власть Шолой Убаши-хунтайджи (Золотого царя), первого Алтын-хана, главы феодального объединения в Монголии. В это же время в Южную Сибирь начинают проникать русские землепроходцы. В 1615 г. через Туву в ставку Алтын-хана прошли первые русские люди — послы В. Тюменец и И. Петров (они вели переговоры относительно вхождения государства Алтын-ханов в состав России).

1688 г. Земли тувинцев завоеваны джунгарским ханом Галданом (Джунгарское (Ойратское) ханство образовалось в 1630-х гг. и просуществовало до 1757 г.). В составе Джунгарии тувинские племена находились в полной политической зависимости, платили дань скотом, пушниной, несли различные повинности. Вместе с тем в это время в Туве завершился процесс сложения различных групп населения в единую народность.

1755–1758 гг. Маньчжурская армия вторгается в Джунгарию, тувинцы принимают активное участие в сопротивлении, организованном ойратским князем Амурсаной. Но маньчжуры побеждают. Начинается самый тяжелый колониальный период в истории тувинского народа. Колонизаторы разделили Туву на девять феодальных уделов — хошунов, не считаясь со сложившимся размещением родоплеменных групп. Каждый хошун имел свою территорию и возглавлялся дзасаком, ведающим административными, военными и судебными делами. В военном отношении хошун представлял собой «знамя», нечто вроде дивизии. Он делился на несколько сумонов, которые соответствовали кавалерийским эскадронам. Всеми подвластными маньчжурской династии и монгольским феодалам хошунами в Туве руководил амбын-нойон, удельный князь Оюннарского хошуна, назначаемый и утверждаемый маньчжурскими властями. Он имел княжеский титул гуна и воинское звание мерен-чанты, соответствующее командиру дивизии, носил на шапке красный коралловый шарик и имел медную печать с желтой ручкой. При амбын-нойоне была канцелярия — чызаан, или тамга; свита доходила до 100 человек. Административным центром был Самагалтай.

1772 г. Первые тувинские хурээ: Кыргызский и Оюннарский.

1786–1793 гг. Правление Дажи Оюна — родоначальника династии тувинских амбын-нойонов. Хошунами управляли огурда, или даа-нойоны, они имели свои управления — чызааны. В их состав входили два нойона по гражданским делам — тузалакчы, помощник по военным делам — чагырыкчы, два мерена — помощники чагырыкчы, от 2 до 4 чиновников — дужуметов. Во главе сумона стоял начальник — чангы, назначаемый правителем хошуна. Он ведал всеми делами сумона, сдавал амбын-нойону собранный налог — албан. Были еще чиновник по особым делам — чалан, помощник чангы-хунду, сборщик налогов, писарь — бижээчи. Власть хошунных правителей, как и главных правителей Тувы амбын-нойонов, была наследственной. Албан собирали только пушниной.

Конец XVIII в. Ламаизм утверждается в Туве в качестве официальной религии.

Вторая половина XIX в. Подписание русско-китайских договоров относительно границ двух государств вводит Туву в сферу интересов русских переселенцев и купцов.

1883–1885 гг. Восстание «Алдан-Маадыр» (60 богатырей). Руководителями восстания были араты Самбажык, Кожагар-Комбулдай и мелкий чиновник Дажыма. Активистов восстания было 60 человек, а общее число участников доходило до 300. На горе Кара-Даг, в 10–15 км к западу от реки Хемчик, восставшие образовали военный лагерь. Они были вооружены луками и стрелами, кремневыми ружьями, порох и пули для которых изготавливали сами. Правители и чиновники двух хемчикских кожуунов не раз пытались уговорить восставших вернуться в свои аалы и помириться с властями. Но участники восстания отвечали так: «Пока не перебьем всех нойонов и чиновников, мы не остановимся», «Чем быть под вашей властью, мы сделаем Кара-Даг ханом, а Оргу-Шоль (степь у подножия Кара-Дага) — троном». Всю зиму 1883/84 г. восставшие не только не подчинялись феодальным властям, но и совершали постоянные набеги на феодалов и торговцев, угоняли у них скот и раздавали бедным аратам. Наибольшего размаха восстание достигло весной и летом 1884 г. Смелость, отвага 60 богатырей, отказ от подчинения властям и провозглашение свободы вызывали у населения горячую симпатию и поддержку. Восстание охватило значительную часть территории двух самых густонаселенных кожуунов Тувы. Отдельные группы восставших часто появлялись в долинах Хемчика, Алаша, Шеми, Чыргакы, Хондергея, Чадана, а также в Хандагайты, Чаа-Холе, Эйлиг-Хеме, Торгалыге, Саглы, Бора-Шае и в других местах. Правители хемчикских кожуунов не смогли справиться с восставшими своими силами и обратились к российским торговцам и монгольским феодалам. Осенью 1884 г. амбын-нойон провел мобилизацию населения во всех кожуунах, не охваченных восстанием, и создал карательный отряд в 300 человек во главе с чиновником Торлуком. Отряд двинулся от ставки амбын-нойона в Самагалтае через Хандагайты в Сут-Холь. Восстание было подавлено. Многие его участники были захвачены в плен, некоторые скрылись в тайге, остальные разбежались по сумонам. В марте 1885 г. большую группу пленных отправили в Улясутай, где они и были публично казнены. Головы казненных по распоряжению улясутайского генерал-губернатора привезли в корзинах на верблюдах и, для устрашения народа, устанавливали на перевалах Хондергей, Адар-Тош и у горы Кара-Даг.

1885 г. Основание Турана — первого русского поселка в Туве. Учреждение Усинского пограничного округа с целью урегулирования взаимоотношений русских торговцев и тувинцев.

ПРОТЕКТОРАТ РОССИИ

1911–1912 гг. Освобождение Тувы от маньчжурского ига. В 1911–1913 гг. в Китае произошла Синьхайская революция, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению республики. Вслед за этими событиями в Туве развернулось национально-освободительное движение. Вооруженные отряды восставших тувинцев действовали одновременно во многих кожуунах. Они громили китайские торговые фактории, отбирали имущество у китайских торговцев, изгоняя тех за пределы страны. Летом 1912 г. большой отряд тувинцев отправился в Северо-Западную Монголию, где были сосредоточены маньчжуро-китайские войска. В боях против них, в содружестве с монгольскими бойцами под командованием Максаржава и Дамдинсурэна, принимали участие свыше тысячи тувинцев. В ходе этих сражений пал оплот маньчжуров в Северо-Западной Монголии и Туве — крепость Кобдо. В январе 1912 г. состоялся съезд руководителей кожу-унов, на котором было принято решение объявить Урянхай (монгольское название Тувы) «независимым» и находящимся «под покровительством и защитой Российского государства». 15 февраля 1912 г. было составлено обращение к правительству России. Однако царское правительство, исходя из международной обстановки, оставило без внимания просьбу тувинцев. Более того, когда в начале 1912 г. тувинский амбын-нойон Комбу-Доржу направил в Петербург делегацию во главе со своим сыном для переговоров по тому же вопросу, она добралась только до русского пограничного пункта у села Усинского, дальше их просто не пустили.

1913 г. В Туве появились два новых российских чиновника — заведующий пограничными делами Усинского округа А. Цецерин и заведующий устройством русских переселенцев в Урянхайском крае В. Габаев. Однако положение здесь постепенно осложнялось. Выжидательная тактика России привела к тому, что некоторые представители богатых слоев тувинского населения, поощряемые монгольской стороной, стали, вместе со своими кожуунами и сумонами, переходить в подданство Монголии. Еще в мае 1912 г. тоджинский нойон Тонмит и салчакский правитель Балчыймаа (Балджийма) обратились к хутукте (духовному правителю Монголии) с просьбой принять их кожууны в качестве данников в состав Монголии. В июне того же года с такой просьбой обратился правитель хемчикского Даа-кожууна Буян-Бадыргы. В марте 1913 г. хутукта принял решение включить Тоджинский и Салчакский кожууны в состав Монголии, а в мае того же года было удовлетворено желание Буян-Бадыргы. Население тувинских кожуунов, перешедших в 1912–1913 гг. в монгольское подданство, очень скоро ощутило тяжесть нового ига. Монгольские князья беззастенчиво грабили тувинцев, собирали с них большой албан, заставляли отбывать воинскую повинность, чинили насилие и произвол. Это вызвало возмущение тувинских аратов и усиливало их стремление войти в состав России. Тувинские феодалы, учитывая новую политическую обстановку во второй половине 1913 г. и стремясь сохранить свою власть, стали один за другим просить о принятии в русское подданство. С такой просьбой обратился 23 сентября 1913 г. влиятельный хемчикский камбы-лама Ондар Чамзы, а 26 октября того же года — нойон Буян-Бадыргы, а затем и другие нойоны.

1914 г. Установление протектората России над Тувой. 29 марта 1914 г. министр иностранных дел С.Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской: «Во исполнение таковой высочайшей воли приемлю смелость испрашивать, не благоугодно ли будет Вашему Императорскому Величеству повелеть объявить через командированного в Урянхайский край чиновника управления Иркутского генерал-губернатора населению пяти кожуунов, на которые разделяется этот край, что отныне оно принято под покровительство российского правительства...» Николай II собственноручно начертал резолюцию на этой докладной записке: «Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 года». 4 июля 1914 г. амбын-нойон Комбу-Доржу вместе с чиновниками трех кожуунов в Самагалтайском хурээ совершил молебен по случаю объявления русского покровительства, поклялся не иметь никаких самостоятельных непосредственных сношений с Монголией и прочими иностранными государствами, все споры и недоразумения, которые могли возникнуть между отдельными урянхайскими кожуунами, повергать на решение проживающего в Урянхае представителя российского правительства. В условиях протектората власти отменили повинности (албан, сузун, уртельную и караульную службы), взимание долгов и процентов. Была отменена круговая хошунная порука в старых торговых обязательствах перед русскими торговыми фирмами и установлен налог с каждого аратского двора в размере 75 копеек. За прежними правителями урянхайских кожуунов сохранялись власть и привилегии в пределах их владений; сохранялся также прежний статус буддийской религии.

1914 г., 6 августа. Основан Белоцарск, современный Кызыл. Далекий изолированный край стал постепенно втягиваться в орбиту российского рынка.

ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

1917 г., 29 марта. После Февральской революции власть в Туве переходит временному Урянхайскому краевому комитету (то есть по сути дела Советам).

1918 г. В июне между представителями русского населения края и представителями кожуунов Танну-Тува был подписан договор о независимости тувинского народа и объявление самостоятельности страны. Однако официально новый статус Тувы закрепить не удалось — в России шла Гражданская война. Менее чем через месяц после подписания договора Урянхайский край был захвачен войсками Колчака, власть Советов была ликвидирована и Тува вернулась к условиям протектората.

1919 г. Восстановление советской власти в Туве. Колчаковские отряды разбиты партизанской армией под командованием П.Е. Щетинкина и А.Д. Кравченко.

1921 г., 13–16 августа. Всетувинский учредительный хурал (съезд), проходивший в местечке Суг-Бажы (совр. Кочетово), провозгласил Тувинскую Народную Республику (ТНР), создал органы власти, принял первую конституцию. Делегация Советской России, присутствовавшая на хурале, настояла на принятии резолюции, согласно которой: «Республика Тану-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Большая роль в созыве и проведении хурала принадлежала Монгушу Буян-Бадыргы — давнему стороннику дружественных связей с Россией, самому влиятельному в то время политику и государственному деятелю. Он активно содействовал подготовке съезда, вел его работу и предложил на рассмотрение хурала свой проект конституции; после провозглашения независимости Тувы он занял пост председателя правительства республики. Интересно, что, согласно традиционной советской историографии, ТНР возникла в результате победы Тувинской народной революции, однако на самом деле никакой революции не было, она — плод вымысла партийных функционеров.

На этом же хурале была создана Советская автономная колония. Вошедшее в нее русскоязычное население Тувы (около 12 тыс. человек) стало жить по Конституции Советской России. В следующем году советское правительство утвердило положение о самоуправлении Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК). Однако с годами автономия постепенно сокращалась (в ведение ТНР были переданы подконтрольные РСТК предприятия, школы, судопроизводство), пока в 1942 г. не была ликвидирована полностью.

1921 г., 1–2 декабря. Разгром красноармейцами во главе с Кочетовым остатков корпуса генерала Бакича. Завершение Гражданской войны на территории Тувы.

1922 г., 28 июля. Проведен первый праздник животноводов — Наадым.

1924 г. III хурал принял вторую Конституцию ТНР. Во главе кожуунов и сумонов теперь стали Советы (позже названные Хуралами трудящихся), был внесен раздел «О выборах».

1925 г., 22 июля. В Москве заключено соглашение между СССР и ТНР об установлении дружественных отношений и об обмене дипломатическими представительствами.

1926 г., 16 августа. В Улан-Баторе подписан договор между МНР и ТНР о взаимном признании независимости, установлении дружественных отношений и обмене дипломатическими представительствами. 24 ноября 1926 г. на IV хурале принята третья Конституция ТНР. Основной задачей определялось укрепление государственности при полной демократизации административного аппарата. Были расширены избирательные права граждан; земля, ее недра, леса и воды объявлены общественным достоянием; введены специальные главы о государственном бюджете, гербе и флаге республики.

1930 г. VII хурал принял четвертую Конституцию ТНР, которая установила диктатуру трудящихся аратских масс. Важнейшим шагом в государственном строительстве ТНР было то, что кожуунные и сумонные хуралы создавались уже не по родоплеменному признаку, а по территориально-экономическому. Республика имела золотой запас, поставляла на европейский рынок пушнину, мировую известность получили тувинские почтовые марки. Национальная денежная единица — акша — была дороже рубля. В этом же году принят декрет правительства ТНР о введении тувинской национальной письменности на основе новотюркского латинизированного алфавита.

1932 г., 24 мая. Между ТНР и СССР заключено соглашение об урегулировании положения советских граждан в Туве.

1932–1944 гг. Период правления Салчака Тока (он занимал пост первого секретаря ЦК Тувинской Народно-революционной партии). В конце 1930-х гг. он провел в Туве политические репрессии по образцу советских, в ходе которых были осуждены «японские шпионы», расстреляны премьер-министр республики Сат Чурмит-Дажи и другие руководители страны, были разрушены буддийские храмы, репрессированы ламы.

ТУВА В СОСТАВЕ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1941 г., апрель. Политбюро ТНРП обратилось к ЦК ВКП(б) и Президиуму Верховного Совета СССР с просьбой принять Туву в состав Союза ССР. Однако через два месяца началась война, и рассмотрение вопроса было отложено.

1941 г., 25 июня. Хурал утвердил пятую Конституцию, которая подробно регламентировала жизнь общества. По своему духу и содержанию она была близка Конституции СССР.

1943 г. Проводы на фронт тувинских добровольцев-танкистов и добровольцев-кавалеристов. В годы Великой Отечественной войны Тува направила Красной армии около 50 тыс. боевых коней, 400 тыс. голов скота, а также денежные средства. Граждане республики — и тувинцы и русские — сражались на всех фронтах. Звания Героя Советского Союза были удостоены Хомушку Чургой-оол, Тюлюш Кечил-оол, Николай Макаренко и Михаил Бухтуев (посмертно).

1944 г., 16–17 августа. VII Чрезвычайная сессия Малого хурала ТНР приняла Декларацию с обращением в Верховный Совет СССР о вхождении Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза.

1944 г., 11 октября. Указ Президиума Верховного Совета СССР о принятии Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза на правах автономной области. В последующие годы, несмотря на послевоенную разруху, Тува получала значительную помощь. Сюда направлялись высококвалифицированные кадры: учителя, врачи, ученые, специалисты сельского хозяйства. За пять лет во всех районах были созданы машинно-тракторные станции (МТС). Началась разведка природных недр. Укреплялась южная граница Тувы, погранотряд из Минусинска был передислоцирован в село Хандагайты. Но в это же время была проведена сплошная коллективизация, аратов перевели с кочевого образа жизни на оседлый. Процесс этот можно было бы рассматривать как прогрессивный, однако при обобществлении скота не учитывались особенности жизни аратов. Были случаи голода. Распахивание целины привело к эрозии почв, потере пастбищ; введение жесткого лимита на содержание личного скота не способствовало подъему животноводства.

1947 г. Паспортизация тувинцев. До вхождения в состав СССР тувинцы использовали личные и родовые имена (Кыргыс, Маады, Салчак, Соян и др.). При паспортизации возникли трудности, так как попытка взять в качестве фамилии родо-племенное имя привела бы к тому, что все жители одного населенного пункта получили бы одну фамилию. Поэтому было рекомендовано использовать имя в качестве фамилии, а родо-племенное название как имя. Большинство фамилий и имен современных тувинцев образовано именно таким образом.

1961 г. Тува получает статус автономной республики.

1964 г. Пущена первая очередь комбината «Туваасбест». Сооружены мосты через Енисей в Кызыле и через Хемчик в Кызыл-Мажалыке, начато строительство автомобильной дороги Ак-Довурак — Абаза.

Конец 1960-х — начало 1970-х гг. Построен целый ряд крупных объектов: телецентр в Кызыле, автомобильная дорога Ак-Довурак — Абаза, Кызыльская приемная станция «Орбита». Вступили в строй комбинат «Тувакобальт», Терлиг-Хаинское ртутное предприятие, Кызыльский комбинат стройдеталей, ЛЭП Абаза — Ак-Довурак — Кызыл. Были открыты новые школы, больницы, клубы, дома культуры, драматический театр, а также новые научные учреждения, филиалы институтов. В сельском хозяйстве не были достигнуты желаемые результаты. Закрывались мелкие цеха, пекарни, мельницы. Появились так называемые «неперспективные» населенные пункты.

1990 г., декабрь. Верховный Совет Тувинской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики в составе Российской Федерации. Статус Тувы повысился до уровня равноправного субъекта федерации. Указывалось, что республика может иметь свой флаг, герб и гимн. Тува получила поддержку президента России: специальным указом она была отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, что позволило получать кредиты по северному завозу. Однако реформы 1990-х гг. ожидаемых результатов не дали. Освобождение цен обесценило сбережения граждан, уничтожило оборотные средства предприятий, привело к банкротству товаропроизводителей. Республика с убыточной экономикой пыталась выработать программу перехода к рынку и оказалась на грани финансового краха.

1992 г., 15 марта. На выборах первого в истории Тувы президента побеждает Ш.Д. Ооржак.

1992 г., 19 сентября. Первый в истории официальный визит правительственной делегации Тибета в Туву. Около 30 тыс. человек собралось на площади Арата в Кызыле, чтобы встретиться с его святейшеством далай-ламой XIV.

1993 г., 21 октября. Верховный Совет республики принял Конституцию Республики Тыва.

2001 г., 6 мая. Принята новая Конституция Республики Тыва. Ликвидирован институт президентства Тувы.

2002 г., март. На выборах председателя правительства Республики Тыва побеждает Ш.Д. Ооржак.

2004 г. Тува торжественно отметила 60-летие вхождения в состав России.

2007 г. 6 апреля Верховный хурал утвердил предложенную В.В. Путиным кандидатуру Ш.В. Кара-оола на пост председателя правительства Тувы. 18 мая состоялась инаугурация.

2011 г., 27 декабря. Землетрясение. Эпицентр находился примерно в 100 км к востоку от Кызыла, в Каа-Хемском кожууне. Магнитуда в эпицентре составила 6,7 балла. Серьезных разрушений и жертв среди населения нет.

2012 г., январь — февраль. Серия землетрясений магнитудой 2–5,6 балла. Эпицентр находился в Каа-Хемском кожууне. Жертв и разрушений нет.

2012 г. март. Депутаты Верховного хурала Тувы единогласно утвердили Ш.В. Кара-оола в должности председателя правительства Республики Тыва.

Наши дни. Тува по-прежнему остается одним из беднейших регионов России. Экономическое развитие республики тормозится низким уровнем производительности труда и значительным, по сравнению с другими регионами, бюджетным дефицитом. 90% ее бюджета — финансовая помощь из Москвы. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры села вызывает миграционные потоки «село — город — село», при этом люди, плохо адаптированные к урбанизированным условиям, зачастую становятся агрессивными. Принесло свои негативные результаты и чрезмерное увлечение индустриализацией — упал социальный престиж профессии животновода (арата). Традиционное занятие тувинцев не пользуется популярностью среди молодежи: только те, кто не может или не хочет учиться или не имеет возможности жить в городе, становятся аратами. Теряются вековые навыки отгонного животноводства, забываются скотоперегонные пути, утрачиваются секреты первичной обработки шерсти, выделки шкур, обработки кожи, изготовления изделий из них. В то же время в Туве большое внимание уделяется возрождению оригинальной культуры тувинского этноса, сохранению его национальных традиций (горловое пение, резьба по камню и дереву и др.). Активно развивается туризм.